В чем разницаТеоретически, вопрос Донбасса и вопрос децентрализации действительно можно разделить. Проводить ли всеобщую децентрализацию или нет, считает политолог Ростислав Ищенко, — внутреннее дело самой Украины. Но предоставление автономии Донбассу — внешнеполитическое обязательство.

На последнем заседании Кабинета министров Арсен Аваков, глава МВД, выступил с весьма интересной, если не сказать парадоксальной, инициативой. Он предложил разделить вопрос о децентрализации Украины и вопрос о предоставления особого статуса Донбассу.

«Я считаю, что если мы хотим достичь успеха в децентрализации, давайте перестанем прятаться, а вынесем этот проект отдельно в сторону от крайне сомнительного проекта особого статуса, который не пройдет через парламент», — заявил Аваков.

Сам Аваков предполагает, что подобная мера будет способствовать скорейшему проведению изменений в Конституцию страны по части децентрализации через парламент.

Действительно ли это так? Насколько вообще возможно развести в стороны вопрос о донбасской автономии с вопросом о децентрализации власти?

Ростислав Ищенко считает заявление Арсена Авакова напрасной попыткой затемнить суть вопроса.

«Сам факт предоставления автономии Донбассу уже будет означать децентрализацию просто по факту того, что часть регионов Украины – Донецкая и Луганская области – получат в её составе особый статус. С другой стороны, да, теоретически вопрос децентрализации и вопрос особого статуса Донбасса действительно можно разделить. Можно сказать, что внесение в Конституцию соответствующих изменений и предоставление особого статуса Донбассу – это обязательства Киева согласно Минским соглашениям. Что касается децентрализации вообще и всех других регионов – то это внутреннее дело самой Украины. Киев может выстраивать свои отношения с ними как хочет», — заявляет Ростислав Ищенко.

Между тем, резюмирует политолог, теоретически – как это предлагает Аваков – эти вопросы действительно разделить можно. Автономия для Донбасса — внешнеполитическое обязательство Украины, децентрализация власти вообще — её внутреннее дело. Тем не менее такое искусственное разведение в стороны этих проблем — лишь некая попытка увильнуть от сути вопроса.

Всё же, для всех очевидно, что сейчас автономию для себя требуют уже не только в Донбассе. Потому предложение министра внутренних дел, считает Ростислав Ищенко, – абсурдно.

«Уже сейчас практически все регионы потребовали для себя особого статуса. Все, конечно, в разных вариантах. Кто-то, как Закарпатье, — особого экономического статуса. Кто-то — увеличения полномочий местных властей. Но, так или иначе, эти требования уже были выдвинуты», — отмечает Ищенко.

Требования децентрализации, таким образом, слышны уже не только на Юго-Востоке Украины. Насущная необходимость в конституциональных реформах действительно назрела.

«Но с точки зрения нормальной практики, вы же не можете голосовать особый статус для каждого региона в отдельности? Для одного – один, для другого – другой, для третьего – третий? Потому, в общем-то действительно логично, внося изменения в Конституцию, предусмотреть равенство регионов в этом отношении, дабы затем мочь провести децентрализацию по одному образцу. Всё же это, в отличии от автономии Донбасса, — внутреннее дело Украины», — поясняет Ростислав Ищенко.

С другой стороны, резюмирует политолог, понятно, что в нынешней политической конъюнктуре эта инициатива даже в таком виде нереализуема. Даже если оставить за скобками на время вопрос Донбасса и обязательства Киева по Минским соглашениям, украинские законодатели должны понимать, что, стоит сегодня предоставить одной области страны какие-то особые права, как тут же со стороны всех других регионов послышаться требования о том же. Таким образом, попытка Авакова затемнить данный вопрос не только абсурдна, но также и бесперспективна.

Иван Верихов

источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Введите ваш комментарий
Введите ваше имя