Украина решила исключить Россию из поставок газа в Болгарию и Турцию через свою территорию. Место России, по задумке Киева, займет Словакия. «Это очередной цирк. Словакия у нас разве является газодобывающей страной?» – иронизируют эксперты. Как и в случае с реверсом, происхождение газа будет российским. Впрочем, в дальнейшей фантазии Киева может найтись место даже американскому СПГ.
Украина заявила о планах стать транзитером не только российского, но и европейского газа в Турцию и Болгарию. Обе страны готовы закупать газ через Украину в Европе, заявил глава «Укртрансгаза» Игорь Прокопив.
«Болгары и турки готовы покупать газ в Европе через территорию Украины, сейчас идут серьезные переговоры. В первых числах апреля проведем переговоры со словаками, чтобы заработал маршрут Словакия – Украина – Молдавия – Румыния – Болгария с выходом на Турцию с возможностью хранить газ на территории Украины, который будет куплен в Европе», – заявил Прокопив.
Что касается текущего транзита российского газа через Украину, то в «Укртрансгазе» рассчитывают на сохранение объемов на уровне 2015 года. «Пока что видим, что идем на уровне 2015 года, то есть тех 67 млрд, и 2 млрд долларов мы должны получить (от Газпрома – прим. ВЗГЛЯД)», – сказал он. При этом он добавил, что «контакта с россиянами как такового нет, кроме производственных на уровне диспетчеров».
Это очередная игра Украины, направленная против России, которая абсолютно бессмысленна с экономической и политической точки зрения. Но главный вопрос, который возникает во всей этой истории: чей же газ Украина собралась поставлять из Словакии в Болгарию и Турцию?
«Это очередной цирк. Словакия у нас разве является газодобывающей страной?» – иронизирует гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
По сути, Украина предлагает Болгарии и Турции покупать газ не напрямую у России через свою транзитную территорию, а через посредничество с Европой. Ровно так сейчас делает сама Украина: вместо того чтобы импортировать напрямую более выгодный российский газ, она покупает тот же российский газ у европейских трейдеров.
«Ситуация как с реверсом, когда Украина говорит, что отказалась от российского газа в пользу европейского. Газ, который заходит обратно на Украину через Словакию, называется Украиной нероссийским, хотя на самом деле по происхождению он, естественно, российский», – говорит Симонов.
По сути, глава «Укртрансгаза» сам это подтвердил, заявив:
«Мы прекрасно понимаем, что в случае полного прекращения подачи газа россиянами в ЕС, как мы это переживали в 2009 году, нам не удастся получать реверс в полном объеме». Он добавил, что реверс «не будет полностью прекращен, но 30–40% мы можем потерять».
Это, конечно, очень оптимистично. На самом деле, если перекрыть доступ российского газа в Европу через Украину, у европейцев точно не будет лишнего газа для соседа. Достаточно сказать, что Европа уже давно энергодефицитна. Все свои силы она кинет в первую очередь на спасение собственных потребителей (за счет топлива в хранилищах), но не жителей страны, которая даже не является членом ЕС.
Что касается Турции, то, учитывая сложные отношения с Россией, неудивительно, что она соглашается на эти игры.
«Недавно была встреча Эрдогана с Порошенко, на которой украинский президент эту идею, скорее всего, и продавал. Также он предлагал к услугам турок украинские хранилища», – напоминает глава ФНЭБ.
Встреча состоялась неделю назад, 10 марта.
«Это очередная история на тему того, что Украина заменит Россию в газовом вопросе на кого-то еще. Просто если раньше это была история про внутренний рынок Украины, то теперь – про транзит», – говорит Симонов.
Он прогнозирует, что дальше события будут развиваться таким образом.
«Дальше будет сказано, что источником этого газа будет американский СПГ из Балтики. И хотя там нет ни объемов, ни ясности по цене, я уверен, как элемент пиара дальше это все будет дополнено историей о том, что сейчас Европа начнет использовать построенные недавно на Балтике СПГ-терминалы (в Латвии и Польше), соединит их со Словакией, а дальше через Украину погонит газ в Болгарию и Турцию», – рассуждает Константин Симонов.
Новые СПГ-терминалы в Латвии и Польше недозагружены. При этом СПГ, который они получают из Катара и Норвегии, сейчас как минимум в полтора раза дороже трубопроводного российского газа. Стоимость американского СПГ, объемы которого ограничены, будет под стать, а учитывая более длинное транспортное плечо – дороже.
Поэтому все это можно считать украинскими спекуляциями на тему ненужности российского газа. Газовый эксперт лишь удивляется тому, зачем же придумывать столь сложную и малоправдоподобную историю.
«Можно было бы заняться троллингом России, заявив, например, о появлении иранского газа на юге Европы. Это же гораздо логичней. Из Ирана газ попадает в Турцию, и вот уже рядом юг Европы», – считает Симонов.
Идея же поставок американского СПГ сначала на прибалтийские терминалы, потом в Словакию, Украину, Молдавию, Румынию, чтобы запитать Болгарию и Турцию – это верх абсурда.
«Это будет очень дорого, логистически тяжело, куча транзитных рисков. Это абсолютно бессмысленно. Но тут ведь идея не в том, чтобы было логично и дешево, тут главное, чтобы звучало красиво», – говорит Симонов.
«Украина настолько увлеклась борьбой с Россией, что предлагает заменить Россию в транзитном бизнесе, чтобы газ в Турцию не Россия, а кто-то другой поставлял. А кто другой? Украина поднимает тему убрать Россию с рынка юга Европы, почему-то думая, что сама она останется в этом бизнесе. Киев играет одновременно в две игры, не понимая, что они абсолютно разные. Украина воюет с Россией, не понимая, что является частью российского газового бизнеса как транзитная страна», – резюмирует глава ФНЭБ.
А в свете проводимой реформы украинской ГТС, которую Киеву навязывают европейские и американские хозяева, вся эта реклама транзитного величия Украины вообще смотрится странно.
ЕК потребовала от Киева до лета провести реформу ГТС и избавить «Нафтогаз» от функции транзита. Украинские власти пообещали все сделать максимум до конца года. То есть уже в этом году украинское государство вообще не будет иметь никакого отношения к транзиту газа. Все это будет передано в частные иностранные руки. Скорее всего, контроль над украинской ГТС приобретут европейцы.
Для украинского бюджета это будет означать потерю дохода, который сегодня «Нафтогаз» получает в виде оплаты за транзитные платежи. По итогам 2015 года Газпром заплатил за транзит 2 млрд долларов.
Ольга Самофалова
источник