Порошенко нас продалКак известно, в начале марта президент Украины Петр Порошенко находился с официальным двухдневным визитом в Турции. Еще до визита украинские и турецкие СМИ развернули большую кампанию по медиапиару данного события, причем основной упор в турецких средствах массовой информации делался не столько на политический аспект визита в контексте сугубо двусторонних отношений, а активно муссировалась тема сближения позиций по совместному противодействию России. Понятно, что общий «враг» — достаточно мощный стимул для более тесного сотрудничества, однако украинские политологи и журналисты, в отличие от своих турецких коллег, выделяли именно экономическую часть программы визита Порошенко в Анкару.

Муссировались разные слухи, выдвигались тезисы о якобы «договоренностях о выделении Турцией многомиллиардных инвестиций в экономику Украины» и о чуть ли не взаимной интеграции двух экономик, однако итоги визита стали несколько обескураживающими. Причем досада украинской стороны достаточно неумело скрывалась реляциями о якобы «прорыве» президента Порошенко в турецком направлении. Дабы расставить все точки над «i», посмотрим на реальные договоренности, цифры и, самое главное, условия экономических договоренностей, к которым пришли власти двух стран.

Итак, Турция и Украина договорились ускорить создание режима «свободного рынка» для товаров и услуг. Начинание благое, если бы не одно «НО». По данным из администрации Порошенко, которые косвенно подтверждаются турецкими СМИ, данный документ прорабатывался странами еще с апреля 2015 года, и основным препятствием являлось то, что турецкая сторона настаивала на квотировании товарных отношений с Украиной по примеру украинских товарно-сырьевых квот по линии евроинтеграции.

Причем, турецкая сторона настаивала, что в любом случае после подписания документа о «режиме свободной торговли» украинские промышленные товары конечной спецификации будут продолжать облагаться таможенными пошлинами в полной мере, а режим послаблений будет распространятся только на сельхозпродукцию и промышленное сырье.

Понятно, что для Турции с коллосальным сельскохозяйственным потенциалом украинские бахчевые культуры или зерновые запасы не представляют угрозы, поскольку даже теоретически, при таких раскладах не смогут конкурировать с более дешевой турецкой сельхозпродукцией, а что касается сырья, то в нынешних условиях повсеместного кризиса дешевое украинское сырье для турецкой экономики будет как нельзя кстати. С украинской стороны ввиду общей деградации экономики, данные пункты особых нареканий не вызвали, и особняком для украинской стороны стоят инвестиционные проекты Турции в Украине.

И тут начинается самое интересное.

Турция, вместо многомиллиардных кредитов, приняла решение о выделении Украине всего лишь $ 50 млн и ПООБЕЩАЛА нарастить инвестиционную активность в Украине, не подкрепив свои обещания никаким документом и меморандумом.

Основная тональность украинских СМИ сводилась к тому, что сам факт подписания президентами двух стран договора о выделении этой суммы был обставлен настольно помпезно, что казалось, речь шла как минимум о погашении турками внешнего долга Украины. Но и не это самое главное.

Как сообщают оппозиционные украинские СМИ и косвенно подтверждают источники из администрации президента Порошенко, даже выделение этой суммы турки обложили условиями, важнейшим из которых являлось то, что основная часть этих денег направляется для реализации инвестиционных программ в Херсонскую область Украины, и распоряжаться этими потоками Украина сможет опосредованно через структуры, принадлежащие Мустафе Джемилеву, лидеру так называемого «Крымско-татарского меджлиса». Как поспешил заявить Джемилев в интервью украинским журналистам: «Сейчас взят курс на экономическое и военное сближение с Украиной. Это, конечно, в нашу пользу и, я думаю, в пользу деятельности по деоккупации Крыма». Хотя оговоримся, Турция всегда исходит из своих национальных, экономических и политических интересов (!). Но сейчас это изменилось к лучшему, с нашей точки зрения», — сказал Джемилев. Что изменилось к лучшему и для кого, Джемилев, естественно, предпочел умолчать по понятным причинам.

Конечно, если для всей Украины сумма в 50 миллионов долларов более чем скромная, то для Херсонской области это существенные вливания, которые могут в действительности оказать прямое влияние на ситуацию в регионе. Схема экономической экспансии выглядит следующим образом: Турция выделяет гарантии в размере основной суммы кредита для турецких компаний, которые, в свою очередь, вкладывают деньги в бизнес-структуры, которые им «порекомендуют» «экономисты» под руководством Мустафы Джемилева. На открывшиеся рабочие места, прежде всего, смогут претендовать жители татарской национальности, проживающие в Херсонской области.

Фактически, наряду с военным компонентном в виде «Исламского батальона», который действует в Херсонской области Украины под эгидой «меджлисовцев» и который полностью контролируется турецкими спецслужбами, появляется также мощная экономическая опора для окончательного отуречивания южных регионов Украины. Чем это грозит Украине и почему на это закрывает глаза официальный Киев — ответов от властей Украины нет. Именно эти факты и стали причиной того, что жители Херсонской области уже в открытую говорят — «Порошенко нас продал туркам и арабам».

Ян Матушевский (Киев)

источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Введите ваш комментарий
Введите ваше имя