Россия в жестких объятиях КитаяКитайской народной республике 1 октября исполняется 65 лет.

30 сентября 1949 года Народный политический консультативный совет Китая образовал Центральное народное правительство. 1 октября 1949 было провозглашено образование Китайской Народной Республики. За это время сильно изменилась сама Поднебесная, другими стали наши отношения с ней.

Русский с китайцем братья навек?

Разные периоды были в жизни России и Китая. В 17 веке российский двуглавый орел в своем полете на восток правым крылом задел интересы императорского Китая, управляемого манчьжурской династией Цинь. Стычки за владение левой строной Амура начались в 1650 году и продолжились до 1689 года.

Второй этап взаимоотношений двух держав относится к деятельности генерал-губернатора Восточной Сибири графа Николая Муравьева-Амурского, который без единого выстрела присоединил к российской короне все земли по левому берегу Амура и вышел через великую реку к Охотскому морю. Случилось это через двести лет после первых походов казаков на восток.

Свидетельством былой славы Российской империи остались города в Маньчжурии Харбин, Дальний, Порт-Артур и железная дорога. В конце 19 века территория, именуемая Маньчжурией, уже имела незатейливое русское название Желтороссия, (наподобии Малоросии, Белороссии). Воплощалась в жизнь величайшая авантюра министра финансов, а затем председателя кабинета министров Российской империи Сергея Витте, со строительством Китайско-Восточной железной дороги. Он нашел в российской казне 500 миллионов рублей свободной наличности, (огромная по тем временам сумма), на сооружение магистрали, не имеющей аналогов в скорости строительства и смелости инженерных решений.

Трансазиатские мотивы

Выдающийся русский писатель Всеволод Никанорович Иванов прожил почти четверть века в Харбине. Китаю, его истории и культуре, отношениям с Россией и Западом были посвящены лирико-философские очерки – «Китай на свой лад», «Культура и быт Китая»; стихотворения «Дракон», «Китайцы» и публицистические статьи.

Для посольства СССР в Китае им было сделано описание страны по 28 провинциям, в советский период написаны художественные произведения — «Тайфун над Янцзы», «Путь к алмазной горе», «Дочь маршала».
Но главная тема, к которой он обращается постоянно — это Китай и Россия. В 1947 году он подводит некоторые итоги своих размышлений в «Краткой записке о работе с Азией».

В записке нашли отражение идеи евразийства. Определяя проблему, Иванов пишет: «Стоит только посмотреть на карту, чтобы увидеть, что большая часть Советского Союза — в Азии. Стало быть, мы можем быть заинтересованы в Азии, в ее азиатской проблеме и судьбе еще более основательно, нежели заинтересованы в родном нам славянофильстве. Исторически и культурно мы связаны с Азией».

Писатель обращается к истории России ХIII-ХV веков, пишет о монгольском иге, захватившем огромные территории не только Азии, но и Европы. «Вполне понятно, что из соображений ложнопатриотических, а главное из-за давнишнего преклонения перед Европой, русское общество постаралось забыть об этом тяжелом периоде власти. Но Азия этого не забывает — в каждой школе Китая на стенах висят исторические карты, где показана империя четырех ханств, и Москва там – в черте границы, подчиненной Пекину, единой Золотой столице».

Позднее, пишет он, мы оставили огромные ворота в Азию и уселись под окном в Европу. А в это время Англия, затем Америка пошли в Азию, и только эта угроза с Востока заставило русское правительство пересмотреть свою политику в отношении Азии. Началось заселение Сибири «Краткой записке» он пишет о той роли, которую сыграла Россия в освоении Севера Китая — Маньчжурии.

«В русской литературе нигде не показано огромное значение постройки КВЖД для Китая. Мы сделали это и не гордимся этим. В сущности, построив дорогу, выкупив землю на русское золото, Россия призвала к жизни огромные массивы Маньчжурии, которая до этого была гиблым местом». Сегодня Китай весь мир обеспечивает продукцией тяжелой и легкой промышленности, запускает в космос ракеты, производит планшеты и компьютеры, замахивается на экспорт автомобилей. Страна превратилась в современное постиндустриальную державу. А давайте вспомним, как все начиналось.

Шляпа для китайца

В начале ХХ века китайца, имеющего шляпу на голове, уже выделяли из толпы. Это был признак достатка. Жили очень бедно.

В эпоху Мао, с 1949 по 1976, вплоть до начала 90-х на каждый из 40 миллионов выпускаемых в год велосипедов составлялись длинные списки очередников. Вспомните, кто может, середину 80-х в Советском Союзе. Мы не такие большие любители езды на велосипедах, но тоже учились жить по спискам.

При Мао в КНР показателем высокого статуса потребителя были: часы, велосипед, швейная машинка и радио: (четыре, которые крутятся).

В 90-е годы китайцы гонялись за «шестью ценностями»: компактный магнитофон, телевизор, стиральная машина, фотоаппарат, холодильник и электрический вентилятор. Кто бывал в эти годы в Китае, наверное, замечали на поясных ремнях молодых китайцев связки ключей. Не знаю, от каких будок, кладовок и шкафчиков они их собирали, но это тоже было признаком солидности.

В 2000-е потребители устремились за более дорогими товарами: кондиционер, персональный компьютер, цветной телевизор, мобильный телефон, микроволновая печь и видеокамера. В деревнях 10 миллионов крестьян захотели обзавестись мотоциклами.

Сегодня в КНР треть населения, а это 450 миллионов человек, можно отнести к среднему классу (стержень общества потребления); к нему здесь причисляют любое домовладение, где есть девять электрических устройств: телевизор, холодильник, стиральная машина, телефон, мобильник, DVD-плеер, стереосистема, кондиционер и микроволновая печь.

Другая шкала – предметы роскоши – показывают, что около 13% китайцев, то есть более 150 миллионов человек, могут позволить себе дизайнерскую одежду, дорогие сумочки и наручные часы знаменитых марок и авто.

Китайцы рулят

До середины 90-х автомобили воспринимались здесь как средство перевозки товаров и войск. Аппаратчикам ЦК КПК и в голову не могла прийти мысль о том, что перевозить китайцев можно не только на велосипедах.
В 1990 году из 520 тысяч штук годового выпуска авто в Китае всего лишь 8% были легковыми.

В 1992 году Дэн Сяопин подтвердил курс Китая на рыночно-потребительскую модель развития и на полное членство в ВТО. Кстати сказать, Дэн Сяопин два раза встречался с Михаилом Горбачевым. В 1989 году, когда во время визита президента СССР произошли события на площади Тяньаньмень и в 1991-м.

Мудрый Дэн предупреждал о возможных опасностях на пути гласности и перестройки, но Михаил Сергеевич, по его же воспоминаниям, не захотел слушать «старого маразматика». Послушал бы, и не пришлось Китаю направлять в дружественный СССР 15 послов во вновь образовавшиеся государства, а дипломатам быстро учить украинский, латышский, эстонский, туркменский и другие языки.

Членство во Всемирную торговую организацию (ВТО), Китай получил 11 декабря 2001 года. За плечами было 15 лет тяжелейших переговоров, особенно с США и Европейским союзом. Китай согласился взять на себя широкий спектр обязательств. Это 1000 страниц подписанного КНР Протокола, Доклада Рабочей группы и Графика выполнения обязательств по товарам и услугам. Все ключевые моменты, из которых состоит пакет документов о вступлении Китая в ВТО, сводятся к следующему:

Снижение тарифов на промышленную с 25 до 7 процентов и сельскохозяйственную с 31 до 14 процентов продукцию. Масштабное открытие целого ряда секторов в сфере банковских слуг, страхование, телекоммуникации и профессиональные услуги. Системные реформы в вопросах прозрачности, уведомление о готовящихся законодательных мерах и их разъяснения, единообразного применения законов и судебного надзора.

Право прямого импорта и экспорта в Китай и из него в течение трех лет. Отмена монополии государства на импорт сельскохозяйственных и промышленных товаров. Отмена субсидий на экспорт и т.д.
С момента вступления в ВТО Китай должен был играть по правилам этой организации и уступить часть контроля над собственным внутренним рынком. Китайские лидеры понимали: меньше чем через 10 лет, оставшиеся до полноформатного вступления в ВТО, на закрытый прежде рынок хлынет импорт со всего мира. Если за это время не построить собственную автомобильную промышленность, придется отдать внутренний авторынок иностранным производителям навсегда.

Китайское руководство решило провести автомобилизацию на своих условиях: построить собственную автоиндустрию, а не уступать такую ключевую отрасль иностранцам. Чтобы успеть, Китаю предстояло ослабить ограничения на импорт ровно в такой степени, чтобы создать конкурентный международный авторынок, привлечь инвестиции и технологии крупнейших мировых автоконцернов. Самым важным политическим поворотом китайского руководства стало разрешение частной собственности. В 2000 году установку на развитие частного способа производства впервые включили в официальную программу пятилетнего плана. В 2004 году окончился переходный период вступления Китая в ВТО.

Государство принялось срочно создавать внутренний спрос на машины, и эти усилия принесли свои плоды. Снижение цен, а не ежегодное повышение и не запретительные меры на ввоз иномарок, как в России, возможность покупать добротные иностранные авто, доступные кредиты из государственных банков спровоцировали взрывной спрос на машины среди китайцев.

Большинство из них еще несколько лет назад в сладком сне не могли видеть возможность водить авто, не говоря о том, чтобы его иметь. Благодаря этому взрыву спроса Китай вскоре превратился, обойдя в 2009 году США, в крупнейший на Земле рынок автомобилей. Один из многочисленных прогнозов, который недооценил китайские темпы, предполагал, что это произойдет на шесть лет позже.

Стратегия стимулирования спроса вызвала к жизни и мощную местную автомобильную промышленность: в 2013 году Китай произвел 13,8 млн автомобилей. Впервые за 33 года Япония ступила первое место произведенных в стране автомобилей Китаю.

Сегодня китайское правительство, автомобильные концерны вынуждены уговаривать своих граждан, которые 20 лет назад могли рассчитывать лишь на собственный велосипед, захотеть купить машину. Перспектива громадного рынка авто, привлекло в Китай 60 миллиардов долларов китайских и зарубежных капиталов – в 60 раз больше того, что американские партнеры вложили за предшествовавшие 40 лет. Каждый день на улицы страны выкатывается от 12 000 до 14 000 новых легковых машин, всего их в 2013 было более 50 млн. Через 10 лет ожидается 150 млн. При этом никто не думает ни об экологических, ни о геополитических последствиях.

Операция «Миграция»

При этом, как бы китайцам хорошо не было на родине, они массово уезжают за границу. Для Китая работа сограждан за рубежом является важнейшим механизмом реализации специальной правительственной программы по стимулированию экспорта своей рабочей силы (программа курируется министерством труда КНР).

По данным Национального статистического бюро Китая, согласно которым 500 тысяч китайцев уже сегодня работают в России, зарабатывая около $ 2 миллиардов в год. Экспорт рабочей силы за рубеж помогает Китаю облегчить бремя безработицы, включает китайских работников в мировые миграционные потоки, даёт возможность зарабатывать валюту для Китая. Переизбыток рабочей силы в этой стране оценивается в 800 миллионов человек. Такое количество населения занято в аграрном комплексе без применения технических средств.

Суть плана по китайской традиции выражена афористично: «Взять Амурскую область за основу», «Оживить два глаза», «Проложить две трассы», «Создать единую городскую гряду». «Оживить два глаза» — значит, использовать Красноярск и Иркутск в качестве «опорных пунктов проникновения вглубь страны» и опираясь на них «излучать влияние, подобно радиации».

«Проложить 2 трассы»: открыть путь товарам для оптовой и розничной торговли из Хэйхэ (полуторамиллионный китайский город напротив Благовещенска, еще 15 лет это был уездным городком с населением 50 тысяч человек)) в Красноярск и Иркутск, и туристическую трассу из Хэйхэ к Северному Ледовитому океану и Байкалу. «Создать единую городскую гряду»: использовать в качестве центра Иркутск и связать воедино Пермь, Челябинск, Екатеринбург, Омск, Новосибирск и «сформировать на их основе единый широкий рыночный покров».

Против кого будем дружить?

Как показывает история, с Китаем лучше придерживаться дружеских отношений, но не клясться ему в любви.Нет острой нужды его уважать, не надо его пугаться. Помнить одно: китаец понимает только силу. Не потому, что он плохой. Таков менталитет нации.

Если китаец знает, что по ту сторону границы стоит вполне дружелюбный человек с автоматом, но этот человек, не дрогнув, ударит его прикладом в лоб, если тот попытается перейти границу, то китаец через проволоку никогда не полезет. Это не только китайский — это вообще азиатский подход к проблеме взаимоотношений. Слабого соседа азиат не уважает. От нас только требуется сохранять спокойное состояние силы. И когда они это будут видеть и понимать.

Психологию китайцев характеризует такой факт: почти в каждом городе стоит памятник национальному герою КНР рабочему и солдату Лэй Фэню. Он стал примером для всех благодаря своему неустанному самопожертвованию. Фэнь, например, отдал свою кровь одному больному товарищу, а потом на полученные за это деньги купил подарки товарищам по полку. Он был тем, кто всегда чист душой, тем, на кого можно положиться.

В годы культурной революции существовал такой лозунг: «Учиться у товарища Лэй Фэня». Последний его подвиг описан так: на грузовик, который охранял товарищ Фэнь начал падать ствол дерева, который мог повредить автомобиль. Мужественный Фэнь подставил под дерево свою грудь.

Товарищи поспешили ему на помощь. Они отогнали грузовик, но солдат не покинул своего поста и умер героем. Дух Лэй Фэня все еще жив; то, как этот человек жил, не имея никаких собственных потребностей, а только для блага других — это светлый путь, по которому должен пройти каждый китаец. Такой вот эталон моральных стандартов, винтик революционной машины. Даже имя его созвучно самой мелкой денежной единицы Китая фэню.

Китайцы за 5 тысяч лет истории не выиграли ни одной войны, они с большим успехом истребляли друг друга. Поэтому и записали в национальные герои Чингисхана. В следующем году великому полководцу исполняется 860 лет. Китайцы все помнят (память у них замечательная), географические карты с обозначением походов великого завоевателя, вы можете найти там повсюду.

Его империя по величине не имеет себе равных в мировой истории. В Пекине возведен мавзолей Чингисхану, а сам он включен в почетный реестр великих китайских императоров. Территория, завоеванная им, выкрашена в желтый, традиционный для Китая цвет. В нее входит российский Дальний Восток, Сибирь, Урал, Казахстан, Средняя Азия, часть европейской России.

Фото: ИТАР-ТАСС/EPA.

Виктор Рыльский   Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Введите ваш комментарий
Введите ваше имя