Вот и свершилось!
Вот и свершилось! Новый президент Украины Петр Порошенко вступил в должность и сейчас купается в лучах признанной славы. Однако трудно отделаться от мысли, что главное впечатление от инаугурации Порошенко – это откровенное несоответствие формы проведения содержанию и смыслу сказанного. По форме Порошенко хотел выглядеть новатором. Речь транслировалась на шести языках – украинском, русском, английском, французском, испанском и немецком. Сам Порошенко пел гимн, слова которого он, в отличие от предшественников, явно знал наизусть.
На инаугурацию пришли, кроме официальных гостей, первая леди Марина Порошенко с младшим сыном Михаилом и отцом – Алексеем Порошенко. Уже тут новаторство, да еще и какое! Отец – Герой Украины с 2009 года. И один из первых советских «цеховиков», который в 86-м году был осужден Молдавской ССР на пять лет лишения свободы с конфискацией имущества по статьям 155-1, 123 ч.2, 220 ч.2, 227 ч.1 Уголовного Кодекса МССР – «хищения имущества группой лиц, приобретение имущества, добытого преступным путем, ношение, хранение, приобретение оружия». Приобретения и опыт папы стали фундаментом для бизнеса и политкарьеры сына.
Однако по сути в должность президента Украины вступил человек, который очень напоминает французских Бурбонов, которые, по словам современников, за годы политических треволнений ничего не забыли и ничему новому не научились. Себя Порошенко гордо провозгласил «продуктом революции достоинства». А свое избрание на досрочных выборах 25 мая текущего года охарактеризовал как «крест на всех разговорах о нелегитимности киевских властей». А разговоры эти, по его словам, идут из России, которая вместе с кланом Януковича и финансирует «сепаратизм и терроризм» на Юго-Востоке.
Но жизнь вносит во все эти рассуждения главную коррективу: «революция достоинства» на упомянутом выше «евромайдане», закончилась, напоминаю, банальным госпереворотом. И это еще может ой как аукнуться новому президенту. На его «инавгурацию» явились не только Леонид Кравчук, Леонид Кучма и Виктор Ющенко, все его предшественники, кроме Януковича, но и Юлия Тимошенко. Вся в белом, как невеста, а не как «черная вдова в трауре», проигравшая вторые президентские выборы подряд.
А вдруг она – будущая сменщица и уже сейчас что-то знает? Одно это должно заставить задуматься Порошенко и его команду над смыслом происходящего, когда схлынет торжественная эйфория и сухой порох начнет подмокать…
И я не зря это говорю. Начать надо хотя бы с того, что Порошенко, имеющий вполне безобидное прозвище Порох, все свои предложения свел к тому, что «порох нужно держать сухим». И всячески укреплять армию. Как некогда император России Александр III, Порошенко тоже заявил, что у Украины самые важные союзники – ее армия и флот. К ним он только добавил профессиональные спецслужбы и созданную из боевиков майдана и парамилитарных структур националистов Национальную гвардию, которая сейчас и «зачищает» по мере сил и возможностей Донбасс.
Несоответствие формы и содержания пронизывало все на этом торжестве. Свою инаугурационную речь новый президент Украины Петр Порошенко закончил знаково и символично – словами «Мир нам! Слава Украине!». Знаки и символы в том, что мир – это первое, что действительно нужно Украине, охваченной разорительной и кровавой гражданской войной. И потому, что впервые во время вступления в должность пятый по счету президент страны закончил ее приветствием «Слава Украине!», принятым в среде украинских националистов. И бывших, и нынешних. Президент как бы поблагодарил те силы, которые в феврале нынешнего года стали основным «пушечным мясом» так называемого «евромайдана». Он, как известно, закончился государственным переворотом, свержением законного президента Виктора Януковича и таким образом приблизил президентство Порошенко.
Все это и заставляется сомневаться, что президент Порошенко не повторит судьбу своего свергнутого предшественника, который не обратил внимания на еще один показательный символ. Когда Янукович в 2010-м шел на свою инаугурацию, дверь в Верховную Раду непроизвольно почти закрылась у него перед носом. Судьба как бы говорила, что с таким настроем, как у него, не стоит идти в президенты.
Перед Порошенко дверь уже держали крепко. Но перед нею у солдата почетного караула, скорее всего, от длительного ожидания на солнцепеке случился солнечный удар, и как только мимо него прошел Порошенко, он выронил карабин с примкнутым к нему штыком. Судьба тоже как бы говорила новому главе Украины: бросай оружие, штыки в землю.
Главным в речи Порошенко действительно стал раздел, в котором он обнародовал давно анонсированный и всеми ожидаемый план урегулирования войны на Юго-Востоке. План откровенно разочаровал тем, что в нем не было ничего нового, чего бы не говорили жителям мятежных регионов во время проводимой там сейчас «антитеррористической операции» (АТО). Это был план скорее всего продолжения «войны с сепаратистами» до победного конца, чем предложения по урегулирования ситуации и учета всего того, что требуют восставшие.
Провозгласив, что Украине сегодня «нужны мир, безопасность и единство», Порошенко подчеркнул, что, во-первых, страну он видит от Львова до Донецка и от Чернигова до Севастополя. То есть неделимой.
Во-вторых, что Крым «был, есть и будет украинским, все, точка». При этом Порошенко не преминул похвастаться, что таким же «крымско-твердым» он был и на встрече с президентом России Владимиром Путиным накануне в Нормандии.
В-третьих, кроме «украинского Крыма», по словам Порошенко, неизменными остаются также европейский выбор и государственное устройство. На счет евровыбора Порошенко сказал, что он обязательно должен закончиться подписанием экономической части Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, а потом и полноценным членством в ЕС. «Ручка у меня уже в руках», – пошутил новый президент Украины и победно взглянул на ложу в парламенте, где сидел президент ЕС Херман ван Ромпей. Ван Ромпей кисло-вежливо улыбнулся в ответ. А что поделаешь? Как говорят теперь в Украине, «инаВгурация». Буква «в» вместо привычной «у» во «вражеских» словах с некоторых пор в Украине кажется непременным признаком врожденной европейскости украинцев и их приобщенности к западной цивилизации…
А по поводу госустройства Порошенко тоже был безапелляционен: «Украина была, есть и будет унитарной». А все разговоры о федерализации он назвал «бредятиной», которая «не имеет в обществе никакого фундамента». В лучшем случае он пообещал стране децентрализацию власти и досрочные перевыборы органов местного самоуправления в Донбассе, чтобы «появились партнеры для переговоров».
При этом Порошенко и не скрывал, что гарантом всех будущих успехов Украины был и остается исключительно Запад. Он пообещал «приложить весь свой дипломатический опыт», чтобы на смену Будапештского меморандума о гарантиях безопасности Украины от 1994 года пришел полноценный международный договор. Предусматривающий даже военную и вооруженную помощь Украине, если на нее кто-то посягнет.
«Я не хочу войны и не желаю мести. Я хочу мира и добьюсь единства», – торжественно воскликнул Порошенко и от переизбытка собственного пафоса даже немного поперхнулся. Так, натужно проталкивая слова сквозь першение и давя нежданное волнение, он дальше и изложил свой «мирный план» по урегулированию гражданской войны. Среди его пунктов – безоговорочное сложение оружия восставшими, амнистия для тех, на чьих руках нет крови украинских солдат, беспрепятственные коридоры для русских наемников, переговоры с восставшими. Но тут же Порошенко специально отметил, что будет переговариваться с «мирными гражданами», а не со «всякой нечистью», к которой он однозначно отнес нынешних лидеров и полевых командиров двух непризнанных республик в Донбассе.
Свой непосредственный «план» Порошенко демонстративно излагал на русском языке. Однако при этом он заявил, что единственным государственным языком в Украине тоже был, есть и будет украинский. А регионам, где это не воспринимают, Порошенко, как и все его предшественники, пообещал разрешить свободно использовать свои языки, религию и пантеоны героев. Все это новый президент пообещал закрепить уже осенью этого года в изменениях в Конституции, которая окончательно должна закрепить в Украине парламентско-президентскую республику. Вот так вот! Все это, повторяю, и Юго-Востоку, и все стране спекулятивно обещали все и, как видим, до чего дообещались. Все оборачивалось прямой противоположность и поставило страну на грань развала и уничтожения…
Вообще на протяжении всей инаугурационной речи и последующих спичей складывалось такое впечатление, что спичрайтеры нового президента – расово выверенные и проверенные товарищи. Даже обещание быть «отцом родным» для людей Порошенко закончил расово правильно – пообещав гарантии соблюдение «прав человека и нации».
Было, правда, одно «интернационально-совковое» отступление. Когда после инаугурации в Раде Порошенко поехал на Софиевскую площадь в качестве Верховного главнокомандующего получать рапорта командующих родов войск, те обращались к нему «товарищ президент», а не «пан президент». Одного из его предшественников, кума и «любого друга» президента Виктора Ющенко при этом однозначно бы, как говорится, «хватил кондратий». Ющенко однозначно, всегда и везде хотел быть непременно «паном», а Порошенко – либерал, либерал…
…И вся «инавгурация» однозначно была не менее пафосной, чем у предшественников Порошенко, но гораздо скромнее по размаху. Очень не хотелось бы, чтобы и результаты Петра Алексеевича на президентском поприще были такими же. В стране действительно так много проблем и работы, что не время почивать на лаврах. Однако дикторы, ведущие мероприятие по нескольким телеканалам, уже начали так залихватски и глубоко «лизать» нового президента словами и придыханиями, что от этого приторно-сладкого подхалимажа было не только неприлично и мерзко, но и действо сразу напомнило расово правильные сопли умиления при вступлении в должность Ющенко. И какие результаты у этого «хероя первой революции гидности-2004», всем известно. И о них как-то хочется забыть, но не получается…
Владимир Скачко По материалам Версии