Внешняя и внутренняя политика президента Турции приобретают все более импульсивный характер. Главная причина радикализма – неуверенность правящего режима в собственном будущем.
Турция со времен основателя новой республиканской государственности Кемаля Ататюрка была и остается страной со сложной и конфликтной внутренней политикой. Причина этого кроется как в этнической неоднородности нации, так и в особенностях государственного устройства. Общеизвестна и «курдская проблема» – именно в период правления Эрдогана она перешла в стадию полноценной гражданской войны с применением армии. Активно противостоит властям сетевая структура движения «Хизмет» изгнанного в прошлом из страны религиозно-политического деятеля Фетхюллаха Гюлена. Парламентская оппозиция, в особенности основанная Кемалем Ататюрком Народно-республиканская партия, становится все более непримиримой.
В чем причина такого решительного политического разворота турецкого руководства?
Переход к жестко авторитарной внутренней политике и радикальному внешнеполитическому экспансионизму четко после досрочных парламентских выборов 1 ноября. Основная внутриполитическая задача Эрдогана – реформа Конституции, цель которой – сосредоточить в своих руках максимум власти. Именно для проведения конституционной реформы правящая «Партия Справедливости и Развития» инициировала досрочные выборы, несмотря на парламентское большинство в предыдущем созыве турецкого Меджлиса (Великого национального собрания, парламента Турции).
Решив электоральную задачу, президент нуждается в консолидации турецкого общества для беспроблемного прохождения новой Конституции – реформа должна пройти через референдум.
И вот, 24 ноября, всего через неделю после прошедшего в максимально оптимистическом ключе саммите G20 в Анталии, турецкие вооруженные силы сбивают российский самолет. Начинается российско-турецкий политический конфликт. Весь февраль и начало марта Турция шантажирует мир «большой войной»: Эрдоган и премьер Турции Ахмет Давутоглу регулярно заявляли о намерении осуществить военную интервенцию в Сирию – невзирая на присутствие в стране российских войск. Лишь благодаря достижению компромисса по Сирии между Россией и США этой перспективы удалось избежать.
Теперь пришел черед для развязывания «гибридной войны». Спустя непродолжительное время после визита Эрдогана в Азербайджан начинается эскалация конфликта вокруг Нагорного Карабаха. Президент Турции пошел на публичное провоцирование конфликта, поддержав Азербайджан и осудив Армению в первый день вооруженного обострения, 3 апреля.
Однако глава Турции просчитался. Вопросы мирного урегулирования в Нагорном Карабахе – исторически вопрос прямой ответственности России, официально являющейся ключевым модератором этого дипломатического процесса. Как только начались первые боевые столкновения на границе Нагорного Карабаха, в процесс немедленно вмешалось высшее политическое руководство России . Уже 5 апреля при посредничестве России было достигнуто соглашение о перемирии на линии соприкосновения Азербайджана и Нагорно-Карабахской Республики.
Более того: на эту неделю ещё до начала военных действий были намечены визиты главы правительства Дмитрия Медведева в Армению и министра иностранных дел Сергея Лаврова в Азербайджан. На встрече Сергея Лаврова и Ильхама Алиева, состоявшейся 6 апреля, президент Азербайджана поблагодарил Москву за содействие в достижении договоренности о прекращении огня.
Для Азербайджана партнерские отношения с Россией значат не меньше, если не больше, чем отношения с Турцией. В России проживает крупная азербайджанская диаспора, поддерживающая тесные связи с «малой родиной», предприниматели азербайджанского происхождения влиятельны в российском бизнес-сообществе, в Россию осуществляется импорт азербайджанской сельхозпродукции, значительно выигравший из-за антиевропейских санкций.
Заинтересован Азербайджан и в сотрудничестве с российскими нефтегазовыми компаниями. Политическое положение Ильхама Алиева в Азербайджане несопоставимо более устойчиво, чем положение Эрдогана в Турции.
«Маленькая война» с «ничейным» результатом (который можно выдать за «победу») и последующим примирением вполне устроит Ильхама Алиева – в то время как Эрдоган явно желал длительной дестабилизации. Президент Турции вошел на «чужую территорию», где правила игры устанавливает не он.
Реальным итогом националистического поворота политики Эрдогана вместо превращения в «нового Ататюрка» (правда, с исламистским уклоном) становится ссора практически со всеми потенциальными союзниками. Президентом открыто недоволен Барак Обама, уклонившийся от личной встречи с ним на саммите по ядерной безопасности. Дружественная в прошлом Россия окончательно отброшена после инцидента с Су-24. Теперь глава Турции рискует лишиться уже ближайших союзников – следует ожидать, что уже спустя короткое по политическим меркам время Азербайджан будет воспринимать подстрекательство Анкары в карабахском конфликте как провокацию и, по сути, акт предательства.
Между тем внутриполитическая ситуация в Турции, вопреки расчетам турецких властей, не улучшается. Страну сотрясают террористические акты, организуемые ИГИЛ (группировка запрещена в РФ), несмотря на все попытки с ним заигрывать. Курдское движение стремительно усиливается, а оппозиционные настроения под влиянием репрессий и экономических проблем постоянно растут. В результате Эрдоган вполне может получить и «цветную революцию», и самый настоящий военный переворот. Вопрос о сроках его правления будет ставиться все чаще, ни о каких стабильных десятилетиях речи идти уже не может.
Никита Бабкин,
Генеральный директор Бюро «Стратегические Коммуникации», член Комитета РАСО по политтехнологиям
источник