Арктика как приоритетное направление МинобороныРоссия укрепляет свои позиции в Арктике по всем фронтам: и военно-политическому, и финансово-экономическому, замечает Александр Хроленко, оценивая итоги коллегии Минобороны.

Арктика стала предметом детального обсуждения на последней коллегии Минобороны. Участники заседания рассмотрели все аспекты деятельности военного ведомства в этой зоне, и, особенно — развитие здесь военной инфраструктуры. Ведь в последнее время именно на арктическом направлении формируется широкий спектр угроз для России.

Стратегическое обновление

Кроме того, что Русский Север защищен суровыми природными условиями, государственные интересы в Арктике уже много десятилетий оберегает Северный флот. И все же новые вызовы и потенциальные угрозы безопасности страны требуют дальнейшего развития военной инфраструктуры.

Созданное на базе Северного флота Объединенное стратегическое командование (ОСК) успешно выполняет боевые задачи почти три месяца.

Если в прежние времена Заполярье находилось в зоне ответственности четырех военных округов, а военное присутствие ограничивалось несколькими районами, сегодня Арктика впервые получила персональное стратегическое объединение, в состав которого вошли надводные и подводные силы, морская авиация, береговые войска.

Новая структура отвечает за весь Крайний Север, успешно совмещая формирование, становление и выполнение учебно-боевых задач. В море отрабатываются действия подводных лодок новых проектов. На берегу формируются новые арктические бригады и гарнизоны.

В январе в поселок Алакуртти Мурманской области прибыл первый эшелон с личным составом арктической мотострелковой бригады береговых войск Северного флота.

Вторая заполярная бригада будет дислоцирована в Ямало-Ненецком округе. В 2015 году в Арктике откроется специализированный центр боевой подготовки личного состава.

Заполярные гарнизоны — это новый шаг в освоении Северного морского пути и природных богатств Русского Севера.

Высоким широтам — высокие технологии

Для безопасного судоходства по Северному морскому пути наращивается группировка войск на Чукотском полуострове. На архипелагах Новосибирские острова, Новая земля, Земля Франца-Иосифа и на острове Врангеля создается современная инфраструктура: военные городки замкнутого цикла, аэродромная сеть, единая система освещения обстановки.

Продолжается восстановление и развитие системы противовоздушной обороны (ПВО), отныне это сфера ответственности нового объединения ВВС и ПВО. Четыре бригады воздушно-космической обороны (ВКО) на Чукотском полуострове преобразованы в дивизии ПВО.

На острове Врангеля и мысе Шмидта с октября 2014 года несут боевое дежурство радиолокационные отделения и пункты наведения авиации. И это фрагменты единой системы.

В России создана сеть новых радиолокационных станций (РЛС) предупреждения о ракетном нападении, том числе в Лехтуси (Ленинградская область), под Армавиром (Краснодарский край), в Усолье-Сибирском (Иркутская область) и в Калининградской области.

Такие же РЛС строятся севернее — в Орске, Мурманске, Воркуте. Станция Воронеж-ДМ способна обнаруживать, сопровождать и классифицировать современные и перспективные средства воздушно-космического нападения на расстоянии до 6 тыс. километров.

В Арктике надежно защитит страну загоризонтная РЛС поверхностной волны Подсолнух, которая позволяет автоматически обнаруживать на расстоянии 450 км, сопровождать и классифицировать до 300 морских и 100 воздушных целей, определять их координаты и выдавать целеуказания зенитным ракетным комплексам кораблей и средств ПВО.

Кстати, еще в середине 80-х годов ХХ века США вынашивали планы массированного удара по нашей стране крылатыми ракетами с севера, и тогда нашли достойный ответ. Безусловно, в ХХI веке они будут действовать не менее изощренно.

Перспектива Объединенного стратегического командования — эффективная система баз и аэродромов для повседневной деятельности, контроля территории и коммуникаций, прикрытия государственной границы на огромном пространстве от Мурманска до Чукотки.

Панамский канал опустеет

С потеплением климата круглогодичное судоходство по Северному морскому пути становится реальностью. И морские перевозчики, очевидно, изменят традиционные маршруты из Европы в Азию, и обратно. Маршрут через Панамский канал длиннее на треть.

Кроме того, в арктических морях нет и быть не может пиратов. Основная часть Северного морского пути проходит по российским территориальным водам, и один отрезок — в двухсоткилометровой исключительной экономической зоне России. Инфраструктура, обеспечивающая безопасность судоходства, станет приносить доход государству.

Заполярье дает около 20 процентов внутреннего валового продукта и доходов в бюджет России, прежде всего, за счет нефти и газа. По оценкам экспертов, запасы топливных ресурсов на одном только российском шельфе Северного Ледовитого океана составляют около 100 млрд. тонн в нефтяном эквиваленте.

Месторождения, скорее всего, будут ориентированы на азиатский рынок. Северный морской путь станет неотъемлемой частью нефтегазового сектора отечественной экономики.

Для транспортировки нефти и газа потребуются большие корабли различных ледовых классов. Россия уже сегодня обладает самым большим ледокольным флотом, и приступает к строительству атомных ледоколов нового поколения с переменной осадкой.

В течение ближайших десяти лет военная и гражданская активность в Арктике станет настолько интенсивной, что изменит весь облик побережья Северного Ледовитого океана.

Свои выгоды получит и Западная Европа. Тем более странными кажутся высказывания некоторых западных политиков о придании международного статуса нашему Северному морскому пути.

Вот и главнокомандующий вооруженными силами США и НАТО в Европе Филип Бридлав транслирует озабоченность руководства США в связи с укреплением позиций России в Арктике.

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Введите ваш комментарий
Введите ваше имя