Правозащитники и общественность Украины обвиняют власти в саботаже расследования массовых расстрелов и других преступлений против участников революции на Майдане.
На Украине отмечается годовщина трагических событий в Киеве, когда 18-21 февраля в самом центре столицы Украины снайперы расстреляли участников антипрезидентских протестов. Международные правозащитные организации и украинские общественные активисты заявляют о сознательном саботаже властями расследования тех событий и об укрывательстве виновных в смерти десятков людей.
Наказаны единицы
«Ненадлежащее расследование» так назвали правозащитники Amnesty International (AI) действия украинских властей в отношении нарушений прав человека во время революции на Майдане зимой 2014 года. Директор AI на Украине Татьяна Мазур во время оглашения итогового доклада на пресс-конференции в Киеве заявила, что таким образом официальный Киев нарушает международные стандарты. «Привлечение всех виновных к ответственности, как тех, кто отдавал преступные приказы, так и тех, кто применял силу против мирных протестующих, должно было быть первоочередной задачей для тех, кто получил власть в результате победы Революции Достоинства», заявила Мазур.
По ее словам, во время Майдана от произвола правоохранительных органов пострадали сотни, а, возможно, и тысячи людей. Однако за избиение участников акций протеста в Киеве пока осуждены только два человека, отметил на пресс-конференции исследователь Amnesty International по Украине Красимир Янков. Он также сказал, что многие вещественные доказательства и документы были либо утеряны, либо сознательно уничтожены в первые месяцы после массового расстрела людей на Майдане.
Две тысячи пострадавших
В свою очередь, председатель Общественной комиссии по расследованию и предупреждению нарушений прав человека на Украине Владимир Василенко заявил на пресс-конференции в Киеве 18 февраля, что общественные активисты насчитали почти втрое больше преступлений против участников Майдана, чем Генпрокуратура Украины. Василенко подчеркнул, что собранные активистами данные являются частью работы над созданием «Черной книги нарушений прав человека на Украине» и будут переданы в Генпрокуратуру.
Среди прочего, в этих материалах сказано, что 65 человек были «целенаправленно истреблены на Майдане в период с 18 по 22 февраля». Кроме того, погибли еще 50 человек, 40 подверглись пыткам. Еще 395 человек были заключены или лишены физической свободы, против них были нарушены основополагающие нормы международного права. Еще 649 участников протестных акций подверглись преследованиям. Зафиксировано также 17 случаев исчезновения людей. Кроме того, 959 случаев касаются умышленного причинения сильных страданий или серьезных телесных повреждений, серьезного ущерба психическому или физическому здоровью.
Почему тормозится следствие
Тем временем, председатель Службы безопасности Украины Валентин Наливайченко сообщил 18 февраля журналистам, что его ведомство подозревает в причастности к убийствам активистов на Майдане сотрудников Федеральной службы безопасности России. «Три группы офицеров и генералов ФСБ России, приезжали 13 декабря, 14 января, мы обоснованно подозреваем, что они имели непосредственное отношение к преступлениям на Майдане», – заявил Наливайченко. Но не уточнил, почему эти подозрения выдвинуты только год спустя, после совершения преступлений.
Депутат Верховной рады Украины, активист протестов на Майдане Игорь Луценко сообщил журналистам, что «определенные политические силы» в украинском парламенте затягивают создание парламентской комиссии по расследованию преступлений против участников «революции достоинства». «Эта комиссия может быть опасна для пропрезидентской и пропремьерской фракций парламента, как потенциально способная подвергнуть критике министров и других ставленников этих политсил. А также может инициировать законы, идущие вразрез с законодательными планами этих фракций», уточнил депутат в интервью DW.
По какой же причине бывшие оппозиционеры и их сподвижники в нынешней власти препятствуют сегодня расследованию событий на Майдане? По словам Игоря Луценко, мнения об оппозиционности этих политиков являются сильно преувеличенными. «На волне протестов они въехали во власть, как на такси. У них десятки лет до этого были совершенно другие приоритеты. Они до сих пор ведут бизнес-переговоры с представителями «семьи» Януковича и не хотят вредить какими-то уголовными делами, которые ломают сложившуюся систему», считает Игорь Луценко.
Источник