Меркель вышла на Майдан
18 февраля 2014 года 15:25 | Андрей Полунин Встреча канцлера ФРГ с лидерами украинской оппозиции переросла в беспорядки в Киеве
Во вторник, 18 февраля, в центре Киева вновь вспыхнули беспорядки. Радикальные участники Евромайдана колонной двинулись к зданию парламента, где принялись разбирать брусчатку. В милицию полетели камни и «коктейли Молотова», активисты подожгли два грузовых «КамАЗа», которые блокировали проезжую часть улицы Шелковичная. В ответ правоохранители пустили в ход шумовые гранаты и резиновые пули.
Протестующие требовали, чтобы Верховная рада приступила, наконец, к рассмотрению вопроса об изменении основного закона страны. В самом парламенте оппозиция в это время заблокирована трибуну после того, как спикер Рады Владимир Рыбак отказался регистрировать проект постановления о возвращении к конституции 2004 года.
Лидер партии «УДАР» Виталий Кличко призвал президента Виктора Януковича разрешить кризис, назначив внеочередные парламентские и президентские выборы. «Я обращаюсь к президенту: на нем лежит вся ответственность, в его руках на сегодняшний день вся полнота власти в стране, и только он может решить этот вопрос», – заявил Кличко.
Заметим: ситуация в Киеве накалилась после того, как в понедельник, в Берлине, канцлер ФРГАнгела Меркель встретилась с украинскими оппозиционерами – Виталием Кличко и главой парламентской фракции «Батькивщина» Арсением Яценюком. Можно сказать, сторонники евроинтеграции расценили встречу как выражение поддержки со стороны руководства Германии и поощрение к активным действиям.
В Берлине Кличко призвал госпожу Меркель ввести санкции в отношении действующих представителей украинской власти.
«Я считаю, что в руках ЕС и Германии, в частности, есть рычаги и механизмы для применения санкций. Поэтому нужно провести проверку происхождения имеющихся в странах ЕС состояний Януковича и его близкого окружения, а также олигархов, которые поддерживают режим.
Все подозрительные банковские транзакции таких бизнесов должны блокироваться в соответствии с требованиями директив ЕС относительно противодействия отмыванию денег. Это будет иметь прямое влияние и на голосование депутатов от Партии регионов в парламенте», — подчеркнул Кличко.
Яценюк, в свою очередь, заявил, что для преодоления политического кризиса необходимо перейти от президентской к парламентско-президентской форме правления. Следующим шагом, по его словам, должно стать формирование коалиционного правительства. «Это новое правительство получит помощь от наших западных партнеров для того, чтобы стабилизировать финансовую ситуацию в стране», — добавил лидер «Батькивщины».
Затем оппозиционеры изложили, чего ждут от ЕС в рамках «позитивной программы для украинского народа»:
– введение безвизового режима для украинцев (за исключением представителей режима Януковича) или, как минимум, введение бесплатных виз и облегчение их получения;
– более четкое очерчивание перспектив членства Украины в ЕС;
– финансовую помощь для преодоления кризиса, которую «должно получить только правительство народного доверия» (пока, напомним, ЕС готов предложить Украине «макроэкономический пакет» помощи объемом всего 610 млн. евро).
Встреча с Меркель продолжалась около часа. «Канцлер проявила высокую осведомленность относительно происходящих событий», отметил лидер УДАРа. «Она заявила, что Германия и ЕС заинтересованы в том, чтобы Украина была с политической и экономической точек зрения стабильной, поскольку нестабильность в Украине может привести к дестабилизации во всем регионе», сказал Кличко.
Что стоит за встречей украинских оппозиционеров с Меркель, и как она повлияет на дальнейшую судьбу «незалежной»?
– У Германии есть свои интересы в украинском конфликте, и Меркель будет пытаться более четко артикулировать их на встречах с украинской оппозицией, – уверен директор Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве МГУ Алексей Власов. – Но конкретных действий со стороны европейцев в ближайшее время, скорее всего, не будет. Дело ограничится усилением информационного давления на Януковича и отчасти на Россию.
«СП»: – До санкций в отношении Януковича и его окружения, вы считаете, не дойдет?
– Пока у Германии нет оснований для проверок украинских олигархов, ведущих бизнес в Европе. Кроме того, среди этих олигархов немало тех, кто финансирует непосредственно оппозицию, и стоит за Яценюком и Кличко. Не будет ли при проверках двойных стандартов, не создадут ли они проблем Берлину и Брюсселю? Как они объяснят, что одних украинских олигархов проверяют по полной программе, а других оставляют за скобками?
Получается, финансовый мониторинг – это палка о двух концах, и может обернуться самыми неприятными последствиями для спонсоров оппозиции. Поэтому пока разговоры о проверках украинских олигархов так и останутся разговорами.
«СП»: – Меркель может поспособствовать облегчению визового режима Украины с ЕС и более четкому очерчиванию перспектив ее интеграции?
– Вопрос в том, готов ли Евросоюз к этим шагам, или нет. В принципе, визы и перспективы евроинтеграции – это кости, которые можно бросить Украине. Но учитывая непростую ситуацию в самом ЕС, для меня неочевидно, что Брюссель готов перейти от обещаний к каким-то быстрым решениям.
«СП»: – По поводу помощи ЕС: объем «макроэкономического пакета» будет пересмотрен в сторону увеличения?
– По идее, да. Но из-за сложной финансовой ситуации в ЕС больших денег ожидать не стоит.
«СП»: – То есть, европейская помощь не будет сопоставима с 15 млрд. долларов, которые дает Украине Россия?
– Думаю, все-таки нет.
«СП»: – Насколько Меркель заинтересована в том, чтобы власть на Украине поменялась, и президентом стал Кличко?
– Тут дело даже не в Кличко. Меркель заинтересована, чтобы к власти на Украине пришел человек, который был бы более приемлем для Германии. Этим человеком может стать Кличко, но это наверняка не единственный кандидат, который рассматривается окружением Меркель.
«СП»: – Для Германии ценность Украины заключается в возможности стабильного транзита российского газа?
– Ценность в свободном доступе на украинский рынок и в дешевой рабочей силе. Это следствие общей линии на агрессивное поглощение Западом части постсоветского пространства.
«СП»: – Как отреагирует Москва на берлинскую встречу?
– Нам, по сути, пока не на что реагировать. Да, Меркель встретилась с украинскими оппозиционерами, но это – ее право. Однако результат встречи невнятен, поэтому не стоит торопиться с заявлениями.
«СП»: – Акции Кличко и Яценюка сильно подпрыгнут из-за того, что их принимает германский канцлер?
– Не думаю. Все прекрасно понимали, что Меркель готова их принять. Нужно было лишь тактически выбрать момент, когда Майдан пошел на спад, радикалы отошли на второй план, и встреча прошла бы на более респектабельном информационном фоне. Меркель выбрала этот момент – вот и все. А в том, что встреча состоится, сомнений не было.
«СП»: – Ваш прогноз: как будет развиваться ситуация?
– Пусть украинцы сперва решат вопрос с внесением изменений в конституцию. Здесь все зависит от того, примет ли Верховная рада законопроект о превращении Украины в парламентско-президентскую республику. Если примет – начнется совершенно другая игра.
В этом случае пост президента станет во многом декоративным, и борьба пойдет, прежде всего, за места в Верховной раде. В этой ситуации выигрыш оппозиции становится уже не столь очевиден.
Этот сценарий больше устраивает Яценюка. А вот для Кличко – это не очень хороший вариант. У него куда больше шансов выиграть президентские выборы по нынешним правилам – в качестве единого кандидата от оппозиции. В условиях парламентской системы, где неизбежны кулуарные разборки, активы Кличко – не слишком опытного политика – сильно размываются.
«СП»: – Раскол в рядах оппозиции повышает шансы Януковича на выживание?
– Абсолютно нет. Янукович продолжает прежнюю игру, не делает сильных ходов и держится до сих пор только потому, что оппозиция не может сообразить, что ей, в конце концов, надо.
«СП»: – Как быстро станет понятно, куда движется ситуация?
– Я не хочу гадать на кофейной гуще. Ситуация меняется динамично и в целом непредсказуемо…
– У Кличко и Яценюка нет легитимности, чтобы встречаться с лидерами других государств, – отмечает генеральный директор Института внешнеполитических исследований и инициатив, член Общественной палаты России Вероника Крашенинникова. – Они представляют очень небольшую часть украинского общества, и де-факто узурпируют власть.
Германия считает, что они могут это делать, потому что Кличко – в большой степени германский проект. В 2010 году немецкий Фонд имени Конрада Аденауэра, ассоциированный с Христианско-демократическим союзом (ХДС), инициировал и финансировал создание партии «УДАР» Кличко. Цель состояла в том – об этом некоторые члены ХДС говорили открыто, – чтобы создать на Украине социально-консервативную партию по образцу ХДС. Кличко был подходящей фигурой на роль ее лидера.
Для Кличко организовывались встречи с высокопоставленными представителями германского истеблишмента, включая Ангелу Меркель, чтобы повысить его политический вес. Поэтому сегодня Кличко естественным – с точки зрения Германии – образом продолжает встречаться с канцлером.
Конечно, в команде Кличко есть и американские политтехнологи. В целом, пара Кличко-Яценюк – креатура Запада.
Тот факт, что меньшинство на Украине узурпирует власть, противоречит всем принципам демократии и украинской конституции, и подрывает нормальную деятельность государства. Да, граждане Украины имеют право менять власть – но в рамках выборов, президентских и парламентских, которые состоятся в 2015 году. Тогда и нужно высказывать мнение, а не устраивать сейчас беспорядки, используя ультраправых молодчиков.
«СП»: – Германия может пойти навстречу украинской оппозиции: ввести санкции в отношении Януковича и его окружения, пролоббировать в ЕС вопрос о введении безвизового режима?
– Ввести санкции против Януковича и отдельных лиц в его окружении – легко. А вот о безвизовом режиме речь не шла и в соглашении об ассоциации, которое Украина и Евросоюз планировали подписать в Вильнюсе. В целом, надо понимать: любая ассоциация и интеграция с ЕС означает для Украины потерю суверенитета, причем во всех отношениях – экономическом, политическом, военном.
«СП»: – Россия может что-то сделать в этой ситуации?
– Много времени было, к сожалению, потеряно. На протяжении последних двух лет сам президент Янукович настойчиво вел Украину по пути интеграции с Евросоюзом. В стране была развернута активная информационно-пропагандистская кампания в пользу евроинтеграции. Плюсов от такого шага было перечислено нереалистично много, а минусы – потерю суверенитета, неизбежное вступление Украины в НАТО, деиндустриализацию страны, превращение ее в место для торговли (что случилось со всеми новыми членами ЕС) – обходились молчанием. В результате, можно сказать, украинское население было дезинформировано.
Нам нужно предоставлять объективную информацию о членстве ЕС, объяснять, чем оно грозит Украине и украинскому народу. Кроме того, нужно прямо сейчас активно работать с украинской экономикой, выстраивать как можно более плотные экономические связи между нашими странами.
Надо понимать: события должны разворачиваться строго в легитимном контексте, в рамках украинских законов. Менять конституцию по прихоти меньшинства, какой-то группки западных агентов, крупная суверенная страна не может…
Фото: ИТАР-ТАСС/ ЕРА
Источник Информации