«План Маршалла»Важное политическое заявление прозвучало в стенах немецкого парламента – якобы Германия как локомотив ЕС работает над аналогом «плана Маршалла» для Украины. Если это действительно так, то Украину ждут не только масштабные инвестиции, но и то, что эксперты называют «полуколониальными отношениями». Реальное воплощение этого плана под большим вопросом.

Новый план для Украины

Германия разрабатывает «план Маршалла» для развития Украины в дополнение к соглашению об ассоциации Украины и ЕС, заявил в интервью украинской газете «Сегодня» глава Германско-украинской парламентской группы, депутат Бундестага Карл-Георг Вельман.

На вопрос, можно ли говорить о том, что Европа устала от Украины из-за постоянных коррупционных и политических скандалов, депутат ответил: «Мы не хотим, чтобы это произошло».

В связи с этим и разрабатывается новый план развития этой страны.

«Поэтому мы работаем над новой стратегией для стабилизации и развития Украины вместе с украинцами. С гораздо более большими финансовыми и политическими усилиями. Это нечто новое и будет идти в качестве дополнения к соглашению об ассоциации. Это (новая стратегия) еще в разработке, пока не став частью официальной политики. Это идея основательного «плана Маршалла» для восстановления экономики, управления, судебной системы и т. д.», – сказал Вельман.

По его словам, «если этот «план Маршалла» когда-нибудь начнет работать, то только под полным контролем и мониторингом» со стороны Германии. «Европа – это судьба Украины. Но в первую очередь и вы должны делать свою домашнюю работу. К примеру, как делали поляки после подписания Соглашения об ассоциации с ЕС более 20 лет назад», – резюмировал политик.

«План Маршалла» реализовали США в отношении послевоенной Европы. Это программа четырехлетней помощи, в рамках которого с 1948 по 1951 год Вашингтон предоставил европейским странам более 13 млрд долларов, что при курсе на 2014 год составляет более 125 млрд долларов. Больше других получили Великобритания, Франция, Италия, Западная Германия и Голландия.

«План Маршалла» уже вовсю работает на Украине

Германии и Европе не надо создавать никакого «плана Маршалла» в отношении Украины просто потому, что он уже, по сути, создан и даже реализован через соглашение об ассоциации Украины с Евросоюзом, куда входит создание так называемой зоны свободной торговли между странами. А также через программу расширенного кредитования со стороны МВФ.

«План Маршалла» США был инструментов холодной войны с СССР. Он предполагал восстановление Европы так, чтобы ослабить позиции Советского Союза. По этой причине он и появился», – говорит газете ВЗГЛЯД украинский экономист Александр Охрименко. Сейчас, по его мнению, предпосылки для создания вышеуказанного плана Европой в отношении Украины совершенно иные.

Однако результаты кредитной поддержки МВФ в обмен на выполнение Киевом политических и экономических требований, а также результаты действия зоны свободной торговли между Украиной и Европой, явно демонстрируют обратное. Не говоря уже о том, что нынешние напряженные геополитические отношения между США и Россией все чаще начинают напоминать отношения времен «холодной войны».

Одним из главных условий предоставления помощи Европе через американский «план Маршалла» было требование выведения коммунистов из состава правительств, что в странах Западной Европы выполнили беспрекословно. На Украине это было выполнено путем «оранжевой революции» и госпереворота.

Еще одна важная цель оригинального «плана Маршалла» – это сбыт американских товаров в Европу. Уничтожение валютных и таможенных барьеров в Европе благодаря этому плану помогло США закупать в этих странах сырье по низким ценам. Так, Вашингтон установил требование, чтобы 20% от общей суммы помощи западноевропейские страны погашали не деньгами, а экспортом своего сырья. Из него американские предприятия создавали готовую продукцию, которую импортировали уже по более высокой цене в Европу.

Сами европейские страны просили, чтобы им поставили средства производства и сырье, а не готовые предметы потребления и продукты. Однако США под предлогом помощи избавлялись от излишков своей сельскохозяйственной и промышленной продукции. Несмотря на декларацию свободной торговли между США и Европой, программа помощи предполагала множество ограничений с американской стороны для экспорта-импорта европейских товаров. Так, например, Англия не могла покупать польский уголь по 12 долларов за тонну, а должна была закупать его в Америке по 20 долларов.

Все это сильно напоминает текущую ситуацию с созданием зоны свободной торговли между Европой и Украиной. Теперь украинский бизнес жалуется, что беспошлинная торговля с Евросоюзом, которой так добивался Киев, оказалась фикцией.

Вкратце: Европа установила квоты на беспошлинный ввоз сельхозпродукции из Украины. Но квоты оказались настолько малы, что исчерпались менее чем за два месяца. Это значит, что в оставшиеся 10 месяцев украинский бизнес сможет экспортировать свой товар в ЕС по-прежнему с пошлинами. При этом украинский рынок для европейских товаров полностью открыт.

Еще одна параллель – квоты даны на украинское сельхозсырье, а не на готовую продукцию. Готовый продукт изготовит Европа из украинского сырья и продаст на экспорт, в том числе на Украину. На сырье бизнес и государство зарабатывают меньше, чем на готовой продукции. Рабочих мест в производстве сырья также гораздо меньше, и оплачивается этот труд скромнее.

Похожая политика реализована и в газовой сфере. Под политическими предлогами при поддержке Брюсселя покупка российского газа напрямую Украиной ограничена. Вместо этого европейские трейдеры с прибылью перепродают украинским потребителям российский газ путем реверса. С другой стороны, избавляются от излишков газа, чтобы не платить пени Газпрому в рамках действия в контракте правила «бери или плати». Наконец, зарабатывают на этом европейские банки, которые кредитуют Украину на покупку реверсного газа под проценты.

Есть и еще одна задача, которую в свое время решили США с помощью «плана Маршалла». Они смогли войти в капитал различных европейских предприятий на выгодных условиях. Одним из главных требований МВФ для кредитования Украины стала приватизация госактивов, в том числе украинских черноземов, которые также с большей вероятностью достанутся Западу за бесценок.

Впрочем, есть и существенные отличия между реализуемой сейчас под контролем Запада экономической политикой на Украине и тем, как действовала Европа в послевоенные годы при поддержке американцев. Европейские государства получали кредиты у Международного банка, на которые закупали промышленное оборудование и постепенно восстанавливали утраченный за годы войны промышленный потенциал. Также Вашингтон создал Экспортно-импортный банк специально для выдачи кредитов на закупку европейцами сельскохозяйственных машин, промышленных товаров, запасных частей.

Киев фактически не имел права вкладывать в реальную экономику кредиты, которые Украина получала от МВФ до сентября 2015 года. Кредиты же от международных западных институтов и банков точечны и невелики. То там, то здесь Киеву перепадает по 100–500 млн долларов. Этих денег явно недостаточно для спасения промышленности Украины.
Но самое главное, что ни Европа, ни США не готовы покупать продукцию украинской промышленности. Исторически она была заточена на кооперацию с российскими предприятиями – соотвественно, и на российское сырье. Разрыв отношений с Россией, имеющий цель ослабить РФ, ведет к вымиранию украинской промышленности. Ее падение выражается двузначными числами во всех секторах.

Без шансов на успех

Шансы на то, что так называемый новый «план Маршала» от Германии что-то изменит принципиально, малы.

«Сначала надо дождаться того, что они там придумают. Тогда можно обсуждать, – говорит украинский экономист Александр Охрименко. – Потому что это называется «планом Маршалла», но на практике уже много раз говорили об этом (о плане развития Украины). У нас уже столько принимали декларативных планов. Еще в 2014-м году был госплан, который называли «планом Маршалла», в котором говорилось, что европейский и украинский бизнес будут дружить. У нас был проект реанимирования Украины, проект новых реформ, проект создания бизнес-инкубаторов Делаются презентации, но на практике, кроме лозунгов, ничего нет».

Не исключено, что в условиях разочарования украинцев и бизнеса ассоциацией с ЕС и зоной свободной торговли с европейскими странами, Берлин пытается навязать Украине новую надежду и мечту о дружбе и поддержке со стороны Европы. И декларация нового «плана Маршалла» для этого хорошо подходит.

«Я не вижу возможностей для реализации такого плана»

Директор украинского Института политического анализа и международных исследований Сергей Толстов считает конструктивной саму идею подобного плана, который может «очень серьезно повлиять» на внутриполитический расклад. «Это первое серьезное предложение такого рода, которое я услышал впервые за 25 лет со стороны Запада», – сказал Толстов газете ВЗГЛЯД.

Однако он признал, что с реализацией могут быть проблемы. Остается неясным, насколько эта идея поддерживается со стороны германского правительства, «поскольку заявления депутата мало» и «речь скорее идет об определенном информационно-политическом демарше». «Второй момент – это коррупция и состояние дел в госаппарате Украины. На данном этапе я не вижу возможностей для реализации такого плана, поскольку еще очень многое необходимо сделать, чтобы привести в нормальное состояние систему власти в соответствии со здравым смыслом», – считает он.

Толстов склоняется к мнению, что речь идет об определенном политическом позиционировании, поскольку в украинском обществе усиливаются усталость и раздражение, которые усугубляются отсутствием внятного подхода со стороны Запада.

«ЕС и США были в основном озабочены сохранением правительства Яценюка и нынешней парламентской коалиции. Это определенное послание для украинского общества – показать, что шансы на улучшение ситуации, на предоставление сколько-нибудь понятной и осязаемой поддержки со стороны Запада есть. Но насколько эта инициатива реализуема, у меня есть сомнения», – признается эксперт.

«Это полуколониальные отношения»

В свою очередь замдиректора Центра украинистики и белорусистики МГУ Богдан Безпалько назвал странными разговоры о «плане Маршалла» для Украины в то время, как Германия и другие страны ЕС испытывают финансовые проблемы. Более того, в самом ЕС есть ряд стран, нуждающихся в подобном плане, например Греция, Португалия, Италия, Испания и страны Восточной Европы.

«Пока нет никаких деталей, говорить можно о чем угодно. Это просто может быть средство моральной поддержки нынешних киевских властей», – сказал Безпалько газете ВЗГЛЯД.

Если всерьез рассуждать о восстановлении украинской экономики и судебной системы, то на это потребуются, по оценке эксперта, десятки, если не сотни миллиардов евро, и годы, если не десятилетия.

«В данной ситуации мне сложно представить, чтобы Германия выделила бы такой объем средств для соответствующего вложения в Украину. Возможно, депутат говорил о том, что Германия будет скупать активы на Украине и таким образом вкладывать деньги в ее экономику. Вероятно, это сопрягается с теми словами, которые публично высказал Яценюк относительно продажи одного миллиона гектар государственных земель. Но в целом я не вижу каких-то перспектив разрабатывать «план Маршалла», тем более Украина заключила договоренности об Ассоциации с ЕС, которые весьма четко обозначают экономические отношения между Украиной и странами ЕС. Это полуколониальные отношения, когда страна поставляет сырье или продукты для переработки, открывает свои рынки для стран ЕС, и наоборот – сама приобретает товары ширпотреба, произведенные в этих странах, и каким-то образом покупает товары с высоким НДС», – считает Безпалько.

Кроме того, под большим вопросом само желание немцев помогать Украине и отдавать миллиарды евро для развития экономики другой страны. По словам Беспалько, восстановить украинскую экономику было бы проще путем смены политической элиты и прихода к власти тех, кто мог бы наладить отношения как с Западом, так и Востоком.

Текст: Ольга Самофалова, Андрей Резчиков

источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Введите ваш комментарий
Введите ваше имя