Губернатор Закарпатской области Украины сделал громкий политический жест – попросился в отставку, обвиняя других чиновников в покровительстве контрабанде. Странно, что в своем заявлении он обратился к украинскому премьеру, а не к президенту, как того требует закон. Это выдает реальные причины демарша Геннадия Москаля.
Недавно назначенный премьер-министром Украины Владимир Гройсман заявил в пятницу, что не собирается увольнять с должности губернатора Закарпатской области Геннадия Москаля, который ранее в тот же день подал прошение об отставке.
«Никому не позволю говорить со мной на языке ультиматумов», – написал Гройсман на своей странице в Facebook.
Важно, что Москаль обратился не по адресу. По закону Украины «О главах местных государственных администраций» назначение, равно как и увольнение губернаторов регионов (в том числе по их собственному желанию), – прерогатива исключительно президента Украины. Роль кабинета министров заключается лишь в том, что при назначении глав местных госадминистраций президент утверждает кандидатуры, предложенные кабмином.
Сомнительно, что опытный администратор Москаль не знал, в какую инстанцию ему обратиться – скорее всего, его переписка с премьером Гройсманом имела целью не реальный уход с поста губернатора, а публичный скандал с участием центральной исполнительной власти.
Зачем ему данный скандал?
«Хлопнуть дверью», задев правительство
«Судя по реакции Гройсмана, надо предполагать, что Москаль отправит письмо непосредственно Порошенко – его, собственно, и надо было направлять Порошенко», – отметил в комментарии газете ВЗГЛЯД директор киевского Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский.
По мнению эксперта, похоже, что премьер не намерен идти на компромисс с закарпатским губернатором.
«Москаль, в свою очередь, написал заявление, возможно, рассчитывая на то, что его мнение будет учтено (в частности, вероятно, будет назначен новый начальник закарпатской таможни). Либо он окончательно удостоверился, что ничего сделать не может, и принял решение «хлопнуть дверью», показав свое отношение к правительству. Видимо, этим и объясняется реакция премьера», – полагает украинский эксперт.
Москаль пришел, порядок не навел.
Причиной своего заявления Москаль назвал разногласия с руководителями ряда ведомств по поводу борьбы с коррупцией и контрабандой и решений кадровых вопросов. Закарпатский губернатор пояснил: киевские власти потеряли контроль над ситуацией с незаконной добычей янтаря, оборотом наркотиков, огнестрельным оружием, преступностью.
Напомним, Москаль был переведен на пост руководителя Закарпатья после известного инцидента в приграничном городе Мукачево. Тогда боевики экстремистской организации «Правый сектор*» вступили в противостояние с милицией и местными бизнес-структурами. Сообщалось о четырех погибших и 13 пострадавших.
Экстремисты объясняли свои действия борьбой с контрабандой, к которой, по их утверждениям, были причастны местные чиновники. По мнению экспертов, знакомых с ситуацией в регионе, речь шла о борьбе местных элит и «правосеков» за контроль потоков контрабанды.
Когда президент Петр Порошенко назначал Москаля на пост закарпатского губернатора, он заявил, что «Закарпатье похоже на ДНР и ЛНР», где если «есть у тебя автомат или пулемет – ты главный, нет – ты раб, лишенный любых прав», но новый губернатор сумеет «навести в регионе порядок». Теперь выясняется – не навел.
Как ранее отмечала газета ВЗГЛЯД, Москаль с ходу развил бурную деятельность. В эфире принадлежащего Порошенко «5 канала» он заявил, что в регионе «80% сторонников «Правого сектора» имеют по три–четыре судимости». Затем объявил Львовскую табачную фабрику главным поставщиком сигарет для нелегальных поставок за кордон. Приказал раздавать контрабандистам на блокпостах повестки в армию. И даже поставил себе в заслугу возникшие на украино-венгерской границе многочасовые очереди, демонстрирующие, как он заявлял, достижения в деле борьбы с контрабандой.
Однако, подавая менее чем через 10 месяцев заявление об отставке, Москаль констатировал: «Сейчас в Закарпатье идет повторение ситуации, которая привела к кровавым событиям 11 июля 2015 года в Мукачево. И я не могу быть в ней сторонним наблюдателем. Преодолеть контрабанду в отдельном регионе в условиях, когда центральные структуры не только не помогают, а, наоборот, пытаются восстановить теневые схемы, невозможно».
Публичный ответ Гройсмана звучал следующим образом:
«Геннадий Геннадьевич, несмотря на вашу просьбу, представление на ваше освобождение готовить не собираюсь. Работы, которую должны сделать – и, надеюсь, совместно – много. Давайте вместе заложим новую традицию при назначении руководящих кадров в таможенной службе на основе публичных конкурсов с участием общественных организаций. И эту традицию начнем внедрять именно с закарпатской таможни».
Крымский дает добро
Но отметим, что возмущение Москаля вызвали именно новые назначения в таможне.
В письме Гройсману Москаль напоминает, что сейчас в Киеве и его пригородах скопились сотни фур с сигаретами из белорусского Гродно, Донецкой области, России, Молдавии и ОАЭ. Их завезли на Украину контрабандой. Несмотря на то, что сигареты должны были быть уничтожены, их продают на вторичном рынке. По словам губернатора, для отправки фур в Евросоюз киевские политики и решили заменить начальника закарпатской таможни на «нужного руководителя».
Напомним, начальник закарпатской таможни Владимир Колесник был уволен главой фискальной службы Украины Романом Насировым. Сейчас и. о. главы областной таможни является Андрей Крымский, который был назначен Насировым на должность замначальника таможни.
«Сейчас Закарпатье отдается на откуп контрабандистам и включается зеленый свет для незаконного перемещения сигарет через государственную границу. Когда начиналась борьба с контрабандой, о таком развитии событий меня предупреждали. К сожалению, эти предупреждения начинают сбываться», – резюмировал Москаль.
«В отставку он не собирался и не собирается»
В свою очередь директор украинского Института анализа и менеджмента политики, политолог Руслан Бортник полагает, что конфликт Москаля и Гройсмана является результатом борьбы за передел ресурсов таможни Закарпатской области. Что же касается так называемой сигаретной мафии, то это во многом миф, уверен эксперт.
«Геннадий Москаль ведет сложную игру, целью которой является установление полного контроля над таможней Закарпатья, – отметил Бортник в комментарии газете ВЗГЛЯД. – В отставку он никогда не собирался и не собирается. Одним словом, идет банальная борьба за ресурсы таможни Закарпатской области. Наряду с этим используются пиар-технологии. После того как на Украине появилось новое правительство, идет передел собственности и денежных потоков с таможни. Более того, так или иначе, этот передел идет по всей Украине», – сказал политолог.
Как в свою очередь отметил Михаил Погребинский, подтверждением того, что назначение нового кабмина не помешало переделу собственности, является законопроект о приватизации ряда объектов, внесенный кабмином Арсения Яценюка и с минимальными изменениями рассматриваемый сейчас.
«Речь идет о том, чтобы исключить из числа запрещенных к приватизации около 400 объектов, включая, в частности, госконцерн «Укрспирт» и порты. В экспертном заключении, подготовленном для Верховной рады, говорится о том, что коррупциогенные моменты остаются и в нынешнем варианте законопроекта», – напоминает Погребинский.
Что же касается непосредственно «таможенного бизнеса», то Руслан Бортник также полагает: сюда входят новые люди, с которыми Москаль находится в противостоянии. Отсюда и конфликт.
«Москаль пытается шантажировать Гройсмана и правительство, – отмечает украинский эксперт. – Чтобы подать в отставку, он должен написать официальное заявление – и не на имя премьера, а президента. Порошенко в свою очередь не вмешивается в конфликт, а наблюдает», – подытожил эксперт.
Между Пацканом и Балогой
По мнению Михаила Погребинского, закарпатского губернатора нельзя назвать сверхэффективным профессионалом.
«Но его происхождение – из этого региона», – напомнил Погребинский. Уроженец находящейся недалеко от Закарпатья Черновицкой области Москаль некоторое время возглавлял управление МВД по Закарпатской области, а в начале 2000-х уже занимал пост закарпатского губернатора. «И если кто-то может навести какой-то порядок, так это скорее он, чем кто-либо другой», – отмечает Погребинский.
Добавим, что у упомянутого выше нового главы закарпатской таможни Андрея Крымского, с которым конфликтует Москаль, есть хорошее прикрытие в Киеве.
До своего назначения в Закарпатье Крымский был помощником нардепа от «Блока Петра Порошенко» и УДАРа Валерия Пацкана – близкого соратника мэра Киева Виталия Кличко. Пацкан, как и Кличко, – бывший боксер. Как пишет украинская пресса, у Москаля с Пацканом давний конфликт.
На последних местных выборах, по словам Москаля, Пацкан договорился с олигархом Константином Живаго о том, что поможет его человеку Михаилу Качуру стать мэром Ужгорода. На выборы, по словам Москаля, Живаго дал 400 тыс. долларов. Однако Качур не вышел даже во второй тур. Пацкан обвинял в проигрыше главу Закарпатья и даже устраивал походы активистов в обладминистрацию с требованием отмены результатов выборов.
Говоря о Закарпатье, не следует забывать об окружении Виктора Балоги – бывшего мэра Мукачево, экс-губернатора Закарпатья, некогда занимавшего посты главы МЧС и руководителя администрации президента Украины, но всегда остававшегося лидером клана, негласно хозяйствующего в регионе. Ныне Балога – внефракционный депутат Верховной рады, находящийся в достаточно сложных отношениях с киевскими элитами.
По мнению закарпатского эксперта Степана Сикоры, губернатор Москаль на самом деле был прислан в Закарпатье для того, чтобы перед местными выборами окончательно «зачистить» область от людей и влияния Балоги, своим заигрыванием с «Правым сектором» окончательно настроившего Порошенко против себя. Как отмечала газета ВЗГЛЯД, Балога, преуспевший в этом глубоко криминализированном приграничном краю, ощущает нависшую над ним угрозу – что побуждает его к активным действиям.
Юрий Богданов, Михаил Мошкин, Андрей Резчиков
источник